Для участников форума доступна возможность покупки ферментированный иван-чай в Курске, в Орле, возможна доставка по России. Напишите, что Вы узнали об иван-чае с данного форума и получите скидку 15%.

Автор Тема: Путь в инобытиe  (Прочитано 1316 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Katerli

  • Посещающий
  • **
  • Сообщений: 26
  • Карма: 0
    • Просмотр профиля
Путь в инобытиe
« : 10 Ноября 2013, 19:44:47 »
Размышления после просмотра фильма Ренаты Литвиновой (премьера 2012 года)

Главная героиня фильма Рита Готье проводит последние дни своей жизни в больнице. Известно, что люди, умирающие постепенно и знающие о неминуемом приближении финиша, преобразуются духовно и нравственно: их помыслы и весь строй восприятия мира отстраняются от земных соблазнов и очищаются.
Возможны даже такие метаморфозы сознания, как общение с ангелами и какими-то иными обитателями запределья. Именно такое состояние испытывает и Рита. Рядом с ней находится некий сопроводитель из одного мира в другой, принимающий облик медсестры Тани. Задача этого персонажа – подготовить душу Риты к переходу в инобытие.
Именно так – в ИНОБЫТИЕ, а не из жизни к смерти. Всё, что мы видим на экране – необычно и загадочно. По сути это и есть балансирование сознание между реальностью и ирреальностью. Впрочем, что такое реальность, мы достоверно не знаем. Фильм именно об этом. Это его главная идея.
Само восприятие воспринимаемого людьми специфично. Все реалии мира не что иное, как наши представления. Но если у каждого человека свой строй мыслей, обусловленный индивидуальной жизненной программой, то и представления о воспринимаемом тоже у каждого свои.
Следует иметь в виду, что индивидуальное сознание осознаёт только свои внутренние феномены. Объективная реальность сама по себе человеческому сознанию недоступна. Признавая объективную реальность, нужно согласиться с тем, что наше сознание может отражать её только субъективно.
Более того, невозможно проверить, что же существует объективно вне нашего сознания, вне человеческого восприятия. Для людей объективный мир является чем-то запредельным, какой-то чистой потенциальностью, невоспринимаемой субстанцией. Согласно философу И. Канту, реалии мира вне наших мыслей могут и не существовать. Перефразируя Маленького Принца из романа Антуана де Сент-Экзюпери, скажем: на самом деле всё совсем не так, как в кажущейся нам действительности.
Фильм во всех его фрагментах, образах и сценах иллюстрирует это в полной мере. Не случайно и введение слова «сказка» в заглавие киносюжета. Сказка во все времена помогала человеку, находящему в яви, психологически.
Тут кстати будет вспомнить гоголевскую «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Изображая «пошлость пошлого человека», бессмысленное, пустое, мелочное жизнеустройство «существователей» Миргорода – чиновников и помещиков, Н. В. Гоголь на фоне туманной, дождливой осени грустно вздыхает: «Скучно на этом свете, господа!».
Эти слова можно поставить эпиграфом к фильму Ренаты Литвиновой. Красивых зданий в городе почти не осталось. Есть только обшарпанные и грязные стены больницы, в которой, опять-таки почти по Гоголю (вспомним его пьесу «Ревизор»), больные мрут, как мухи. Но самое примечательное – лица медперсонала, ярко выражающие внутренний мир людей: от них становится жутковато. Приём гиперболы используется Ренатой Литвиновой мастерски, впрочем, как и Гоголем. В его произведениях преувеличение и антитеза нередко определяют всю содержательно-подтекстовую информацию.
«Сказка» Ренаты Литвиновой подчёркивает со всей очевидностью: чтобы не было слишком тяжело и скучно жить на белом свете, человеку нужно время от времени отсутствовать в реальной действительности. Просто необходимо ненадолго, хотя бы на миг погружаться в сказку, в то ушедшее и невозвратимое «детство» человечества, которое строилось не на рационально-логических началах, а на мифологическом миросозерцании, и не было целиком основано на утилитаризме и прагматике. Именно так толкуется и сказочная экзотика гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
Литературно-творческие параллели можно продолжать, если учесть, что имя главного персонажа фильма идентично имени героини романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Линия всепоглощающей и возвышающей любви в обоих произведениях воспринимается как бесконечная линия, вполне в духе книги современного английского исследователи Дэвида Айка «Бесконечная любовь – единственная истина, всё остальное – иллюзия».
Мистический фон фильма Ренаты Литвиновой и романа Михаила Булгакова также вполне сопоставим. И там, и здесь всё таинственное и загадочное введены для того, чтобы напомнить людям очевидное: всё то, что мы воспринимаем, не является единственной реальностью.
Зачем понадобилось наделять героиню фильма вполне французским именованием Маргарита Готье? Имя Маргарита у Булгакова позволяет устанавливать связи его романа с «Фаустом» И.-В. Гёте, где мистико-фантастический элемент составляет основу сюжета. Интересно, что имя Маргарита является традиционным западноевропейским королевским именем (вспомним хотя бы одну из образованнейших женщин первой половины XVI века – Маргариту Наваррскую, французскую писательницу, королеву Наварры, вокруг которой группировались выдающиеся французские гуманисты Маро, Деперье, Рабле и другие). Совсем не случайно и Маргарита Готье в фильме «Последняя сказка Риты» рисуется как возвышенная душа.
Этот фильм аллегоричен в целом и в каждой его детали, поэтому воспринимается и осмысляется непросто и не всеми. Взять хотя бы такую намеренно подчёркиваемую его деталь, как сигарета в зубах у каждого персонажа. Что есть курение в философско-мистическом понимании? Затемнение сознания. Кто курит? Тот, кто не понимает самого себя. Может быть, причина массового курения как раз и имеет такую психологическую причину?
Впрочем, у пристрастия к курению есть ещё и энергетическая природа. Сигарета как стимулятор-наркотизатор используется теми, у кого очевиден дефицит духовности из-за блокировки на уровне пятого (горлового) энергоцентра, отвечающего за самовыражение, самоанализ и оценку окружающего, за стремление к истине.
Фильм же как раз и ориентирует зрителя на познание истины, подлинных ценностей бытия и на философское отношение к жизни.

Александр Рогалев.
« Последнее редактирование: 10 Ноября 2013, 19:47:42 от Katerli »
Professor